Древнеримская архитектура как национальное искусство окончательно сформировалось в период  IV—I веков до нашей эры. Даже в том полуразрушенном виде, в котором сейчас находятся архитектурные памятники Древнего Рима, завораживают своим величественным видом. Нет равных в древней архитектуре тому инженерному искусству и масштабам строительства, которые проводились в Древнем Риме. Римляне были основоположниками нового этапа в мировой архитектуре, который нашел свое отражение в общественных зданиях и сооружениях – театры и амфитеатры, базилики и термы, цирки и библиотеки с рынками. Не менее выразительны были гробницы и храмы с алтарями.

 Римские инженеры и архитекторы начали применять новые материалы и технологии строительства. Инженерные сооружения, тАрхитектура Древнего римаакие как мосты, дороги, акведуки, гавани, каналы, крепости приобрели статус архитектурных объектов и стали неотъемлемой частью сельского пейзажа и городского ансамбля. Древнеримские инженеры и архитекторы полностью изменили принципы греческой архитектуры, соединив арочную конструкцию с ордером.  Эллинистическая архитектура со свойственной ей тягой к грандиозности и  городским центрам, несомненно, имела влияние на древнеримскую архитектуру.

 Однако гуманистическое начало, и величие с гармонией, которые лежали в основе греческого искусства в архитектурном искусстве Древнего Рима были призваны возвеличивать власть императора и мощь имперского войска. Отсюда и тяга к преувеличению внешним эффектам и ложному пафосу огромных строений. Так как сооружения в Древнем Риме были гораздо больше и масштабнее, чем в Древней Греции, поэтому появилась необходимость в новых технологиях строительства и усовершенствованной технике строительства. Так в Риме появилась технология применения кирпично-бетонных конструкций. Это позволило сократить сроки строительства и использовать в деле строительства многочисленных рабов.

 В IV веке до нашей эры римские строители начали применять в бутовой кладке раствор в качестве связующего материала.  Уже во II веке до нашей эры окончательно была проверена и повсеместно использовалась технология строительства стен и сводов зданий из монолита на основе раствора и мелких камней в роли наполнителя. Искусственный монолит, полученный смешением раствора и песка со щебнем, получил имя «римский бетон», а добавка вулканического песка придали ему свойства водонепроницаемости и прочности. Это стало технологической революцией и дало возможность возводить здания быстро и проводить любые эксперименты с формой.

 Площади не только самого Рима, но и других городов империи, традиционно были украшены триумфальными арками в ознаменование военных побед римской армии и статуями императора и лучших общественных деятелей империи. Строительство колонн и триумфальных арок имело в первую очередь значение политическое и только потом архитектурное. Пантеон – одно из самых крупных купольных сооружений античности.  Это храм был построен во славу всех богов, и должен был олицетворять идею единения всех народов обширной империи. Основная часть Пантеона это круглый греческий храм, завершающийся куполом диаметром 43,4m. Через отверстия купола свет проникает во внутреннее пространство храма, которое поражает своим величием и простотой внутренней отделки.

 Базилика была административным зданием, и римляне находились там большую часть дня, другая часть дня проводилась в термах и была посвящена отдыху. Термы были своеобразным оздоровительно-спортивным комплексом, где проводились занятия по атлетике и гимнастике. Были в термах помещения, где практиковали врачи, бассейны, библиотеки, помещения для выступлений и много других помещений различного назначения. В общей сложности в термы помещалось до тысячи человек.

 Термы потребляли очень много воды, поэтому к ним были подведены акведуки, которые снабжали Рим водой за несколько десятков километров. Вода для терм подогревалась в специальных котельных, которые находились в подвале. Акведуки были переброшены через  реки. Они выглядели как удивительная сплошная ажурная аркада — одноярусная, двух- или трехъярусная. Они были сложены из камня, обладали четким силуэтом и пропорциями. Эти сооружения были идеальным образцом единства конструкций и архитектурных форм. Немало места в общественных сооружениях Древнего Рима было отведено зрелищным строениям – амфитеатрам. Колизей – самый известный и дошедший до наших дней амфитеатр.

 Характерными для Рима были одноэтажные особняки называвшиеся домусами. Строились и многоквартирные дома, они назывались инсула. Распространены были виллы и дворцы. Интерьеры и общественных и частных зданий были украшены мозаикой, росписью и скульптурами. Роспись зрительно расширяла внутренне пространство дома, а мозаика украшала полы. В римском декоре были очень сложные формы и материалы.