Отличительные черты византийской архитектуры

Камень использовался при строительстве стен по большей степени в горных районах империи, где его было много. Одной из особенностей сирийской архитектурной школы было устройство кладки стен без применения раствора из точно подогнанных друг к другу каменных блоков. Строительство с применением бетона было предано забвению, так как пуццолан – природный цемент мог доставляться только из Италии, да и рабов для бесплатного строительства у Византии больше не было.

После перехода к строительству с использованием центричной композиции основным ориентиром в Византийском строительстве становится разработка и строительство куполообразных и сводчатых сооружений. Византийские строители строили купола и своды, не используя опалубку, в виде монолитной кладки с наклонными рядами. Плинфа была самым подходящим материалом для такого типа кладки, но у раствора были совсем низкие прочностные характеристики. Из-за этого своды делались большой толщины, что часто становилось причиной их обрушения.

Византийские перекрытия строились в основном в виде полусферы и полуцилиндрического свода, которые были очень удобны для возведения с использованием вороба. Применение в строительстве вороба дало возможность строить парусные своды в виде обрубленного со всех четырех сторон купола. В результате долгих поисков и экспериментов было найден метод оптимального сочетания парусного свода с куполом, который его увенчивал. Применение этой схемы давало возможность решить проблему перехода от квадратной формы основного строения к круглому куполу.

Также это позволяло обеспечить равномерность распределения нагрузки от основания купола на паруса свода и сократить количество опор. При этом венчающий купол, чтобы минимизировать размеры опасного участка скуфьи, должен был быть с более крутым профилем. Для уравновешивания системы парус – купол, пространственная схема строения дополнялась объемами, завершающимися сводами и полукуполами. Эти конструкции уравновешивали распор основной конструкции. Таким образом сформировались основные конструктивные приемы Византии.

Типы строений

Первые сооружения с центричной композицией христианских церквей в Византии  указывают на начало пути поиска конструктивных решений для выражения принципа о единстве церкви и государства, олицетворяемого императором. Для этого и был построен Собор святой Софии, который должен был своим великолепным видом и богатым убранством затмить римский Пантеон. Но конструктивный замысел архитекторов и хорошо продуманная композиция храма претворялись в жизнь тяжело, потому что опыта строительства таких грандиозных строений не было, строительная техника была несовершенна и конструкция была очень массивна.

Византийская архитектура Vв. – VIIIв. главным образом была ориентирована на художественную разработку интерьера. Пышная отделка интерьера дорогими облицовками, разными мозаичными картинами и фресками противопоставлялась суровому наружному виду замкнутого пирамидального храма, стены которого были украшены только арочными завершениями проемов. Бесконечные войны подорвали могущество Византии, и масштабы строительства сократились. Стали резче проявляться местные архитектурные школы в Малой Азии, Греции, Константинополя. Большая часть в строительстве культовых зданий стала приходиться на монастыри.

В этот, средне-византийский период, широкое распространение имели  крестово-купольные типы храмов, в которых центром здания оставался все тот же купол на парусах.  Распирающее давление его на стены погашалась примыкающими к парусам со всех сторон сводами. Ячейка, перекрытая таким образом, напоминала крест, вписанный в прямоугольный профиль церкви, и дополненный апсидами. Уделялось много внимания в этот период декоративной отделке фасадов с помощью аркатурных поясов, ложных проемов, пилястр. А очень крупные крестово-купольные храмы имели несколько куполов.

В середине XIVв. за Византией остался только Балканский полуостров, поэтому последний этап в развитии ее архитектуры был ориентирован на южную Грецию. Строители отошли от монументальных строений и стали строить небольшие церкви и часовни. Возведение маленьких изящных строений по веками проверенной крестово-купольной системе давалось без проблем, и внимание строителей было сосредоточено на поиске решений для декоративных и композиционных задач. Фасады стали украшаться фигурной кирпичной кладкой или кладкой из обтёсанного камня, а маленькие и тесные интерьеры, которые вытягивались вверх, были расписаны фресками и отделаны мозаикой.

Византийская архитектура повлияла на формировании романской и готической архитектуры, итальянского Возрождения. Непосредственным продолжением Византийского архитектурного стиля стало зодчество Болгарии, Сербии, Армении, Грузии, России. Архитектура  Османской империи также началась с подражания архитектурному стилю Византийских храмов. Однако византийские заимствования были глубоко переработаны в соответствии с национальной архитектурой каждой страны.