Чтобы подчеркнуть свое могущество и доказать свое право на то чтобы считать себя правопреемниками Римской Империи византийские императоры вкладывали существенные средства в обустройство территории империи и вели многочисленные строительства. При императоре Юстиниане в VI веке Византия достигла пика в своем экономическом и культурном развитии.

Но армия наемников, с помощью которых Византия установила свое господство в Средиземноморье, уже не могла обеспечить должную безопасность и дальнейшее процветание империи и она пала. Пала под жалящими ударами новых феодальных государств, которые хотели овладеть местом сосредоточения мировой торговли и разрываемая восстаниями рабов и крестьян. Все это привело к постепенному схлопыванию империи и падению Константинополя, в конце концов.

Исторические характеристики

Архитектура Византии в полной мере отражает то, как накапливался и сливался в одно целое опыт восточной и римской строительной школы. В периоды усиления центральной власти, строились  крупные официальные и культовые здания. И, напротив, во время междоусобиц и нашествий  захватчиков объемы и масштабы строительства  резко падали, усиливалась разница в художественных и конструктивных подходах к решению архитектурных задач в разных концах империи.

При пристальном рассмотрении Византийскую  архитектуру можно подразделить на три периода:

•   ранний  византийский период  Vв. – VIIIв. В это время произошло окончательное утверждение купольных конструкций и принципов композиции центричных сооружений;

•   средний византийский период VIIIв. – XIIIв. В этот период были выработаны крестово-купольные типы культовых зданий;

•   поздний византийский период XIIIв. – XVв. Этот период охарактеризован отказом от монументальности в строительстве храмов и плавным переходом к возведению небольших храмов с изысканной архитектурой.

Особенности строительства

В Константинополе была сконцентрирована основная архитектурная деятельность византийских императоров. Мощные е стены крепости, которые прикрывали подходы к городу с моря и с суши, были построены еще в Vв. Мосты, маяки, дороги, укрепленные гавани, башни, замки на подходе к столице наглядно демонстрирует, какой важности было все, что касалось оборонительного строительства в Византии.

Планировка улиц была лучевой и все улицы сходились на дворцовой площади Константинополя, что было призвано напоминать, что императорская власть абсолютна. На этой же площади находились и собор и ипподром. В городе не было проточной воды, и водоснабжение производилось посредством акведуков и подземных водохранилищ – цистерн, служивших в более поздние периоды складскими помещениями и убежищами.

Строительство перекрытий в виде сводов над подземными водохранилищами стало отменной школой для византийских мастеров строительного дела. Мало что известно о городских постройках Константинополя раннего периода, но пор сохранившимся свидетельствам современников в городе были дворцы, ремесленные и купеческие кварталы, рыночные площади. В Константинополе строились большие мастерские, цирки, гостиницы, театры и библиотеки. Когда в империи укрепились позиции христианской церкви, примерно с Хв. и начали возникать монашеские общины основным акцентом в строительстве стали монастыри.

Базилики, строившиеся в раннехристианский период и которые удлинённые в плане и округлые в плане мавзолеи в Константинополе становятся различными типами храмов с центричной композицией. Среди основных особенностей ранних византийских храмов было специально выделенная центральная часть храма, перекрытое куполом. Купол должен был символизировать небесную сферу, и он  осенял императора, который восседал во время богослужения в окружении своих приближенных.

Стены сооружений в Константинополе были возведены с использованием кирпичной кладки. Кладка делалась на толстые слои известкового раствора,  в который добавлялся толченый кирпич – цемянка. Кирпичом называлась тонкая, около 5cm, но широкая пластина – плинфа. Такой же материал использовался и в Древней Руси в  X – XIII веках. Потому основным массивом стены был раствор, из которого плинфы вытягивали воду, и таким образом корректировалось направление кладки.

Иногда вперемежку с  рядами  плинф укладывали ряды природного камня. В Византийской империи стены, построенные из плинфы, очень редко штукатурились. Такой тип кладки с перемежающимися широкими розовыми слоями раствора и слоями кирпича, а иногда с рядами камня называлось византийской кладкой. Позже в Византии и в тех странах, которые переняли византийский архитектурный стиль, этот технический прием положит начало декоративной отделке фасадов посредством фигурной кирпичной кладки с чередующимися разноцветными полосами облицовки.

>>>читать дальше>>>