Деконструктивизм – направление в архитектуре, основанное на искажении композиционных мотивов конструктивизма. Возник в конце 1980-годов.  Теоретическая часть основана на философских суждениях Жака Деррида – современного французского философа. Основные положения в его философии направлены на работы с языком и письмом, но также применимы и к архитектуре.

То, что приверженцы деконструктивизма своеобразно изменяют, деформируют свои композиции, придаёт им динамизм, необычайность и остроту. При этом каждый художник, архитектор имеет свою манеру, особенность исполнения в данном стиле. К примеру, Рем Колхас в своих работах в качестве источника ориентируется на поздний авангард и «антигравитационную архитектуру». Одна из его работ – театр танца в Гааге, в композицию которого входит опрокинутый конус. В данной композиции конус служит рестораном.

Заха Хадид так же в своих работах ориентируется на поздний авангард. Некоторые автора предпочитают композиции раннего авангарда.   Термин «деконструктивизм» так же использовался в литературе, когда  создаётся конфликт между смыслом прочитанного, и его интерпретацией. Со временем, это течение распространилось на другие виды искусства. Стоит отметить, что среди основных целей при постройке подобных сооружений, зачастую нет воплощения рационалистических решений.

Считается, что деконструктивизм – это некий вызов для архитекторов, вопрос самому себе, возможно ли перевернуть понятия порядка и беспорядка, красоты и эстетики в архитектуре? Архитектура, выполненная в этом стиле, вступает в конфликт современным городом, его однообразными высотками и серостью бытия. Нестандартные, необычные формы зданий, бесспорно, производят впечатление на окружающих, ощущается некий контраст. Здесь нарушаются многие общепринятые принципы возведения сооружений.

Это касается равновесия, использования горизонталей и вертикалей. Суть в том, чтобы разрушая устаревшие тенденции, автор смог создать что-то новое, что-то своё. Необыкновенность композиций может создавать сложности в плане инженерных решений. В основном, такие здания не прошли «проверку временем» и пока ещё трудно сказать, будут ли значимы эксперименты современных архитекторов в деконструктивизме, и возможно ли дальнейшее развитие этого направления.

По видению  Жака Дерида, деконструктивизм – это подход архитекторов к традиционным способам возведения архитектуры, как к искусству. В этом плане у него есть своё мнение, по поводу работы архитектора Бернара Тшуми. Небольшие металлические сооружения, называемые follies, основаны на различных комбинациях русского авангарда, создают ощущение некого сдвига, как бы вовлекая всё то, что до этого давало смысл архитектуре. Follies являються частью парка Ла Виллет, который находится в Париже.

Эти сооружения поддерживают архитектуру, привносят в неё что-то новое, «переписывают» её. Институт солнца – ещё один образец деконструктивистской архитектуры. Создан фирмой Бениш. Германско-Саудовский научный проект предполагал постройку здания для исследования различных способов использования солнечной энергии, при том не только на открытом пространстве, но и в помещении. В конечном итоге на краю огромного кампуса было построено здание, в котором были отражены инновационные исследования, происходящие в нём.

Наличие большого количества острых углов, перекошенные окна, опоры, находящиеся под углом и не выполняющие функций опор и общая беспорядочность конструкции – ясно дают понять нам, что такое деконструктивизм.