Неоклассицизм стал своего рода переосмыслением идей классицизма. Возникновение неоклассицизма связано в первую очередь с кризисом «модерна». Творчески люди старались противопоставить эстетические ценности с реальностью.

Для этого периода характерна ордерная система, классические пропорции, опора на классическую архитектуру. Для украшение зданий очень часто используются фронтоны, раковины, листья, античные фигуры.

Правда в искусствоведении до сих пор существует путаница, что же на самом деле считать неоклассицизмом.  Она возникла потому что во Франции под неоклассицизмом понимают архитектурный стиль второй половины XVIII века, тем временем как в Российском и немецком искусствоведении этот период относят к классицизму. В этих странах неоклассицизмом считают стиль конца 19 начала 20 века.

В неоклассической архитектуре выделяют три периода:

Первый период (кон. XIX в. – 1920-е гг.). Этот период своего рода постепенный переход от модерна к настоящему неоклассицизму. Для него характерны конструктивные приемы, которые были выработаны «модерном». Он содержал в себе рациональные тенденции. В этот период творили известные западные архитекторы – Беренс в Германии, Асплунда в Швеции, Перре и Гранье во Франции, Вагнер в Австрии и другие).

В России неоклассицизм зародился благодаря художнику Алексадру Бенуа. Он одним из первых сказал, насколько красив старый Петербург. Постепенно это движение охватило обе столицы, но именно для Петербурга этот период стал своего рода «золотым веком» зодчества.

Для русской архитектуры этого периода характерна стилизация классических мотивов, а также утверждение основных принципов классической архитектуры. Русские архитекторы этого периода – Лидваль, Соловьев, Фомин, Щуко и другие.

В США неоклассицизм первого периода развивался в официальной архитектуре. Он отличался монументальностью и парадностью.

Второй период (1930-е – 1940-е гг.). Широкое распространение архитектура этого периода получила в Германии и Италии для утверждения фашистской идеологии. Для этой архитектуры характерны грубые формы, гипертрофированная монументальность. Итальянский архитектор этого периода – Пьячентини, немецкий – Трост.

Также сильно принципы неоклассицизма оказали влияние и на развитие Советской архитектуры, а также стран Восточной Европы – Польши, Чехословакии, Венгрии, Польши. В этих странах идеи неоклассицизма нередко пересекались с особенностями национального зодчества.

Третий период (1950-е гг.). К этому моменту неоклассическая архитектура прекратила свое развитие практически во все мире, за исключением США. Одно из самых известных архитектурных сооружений этого периода располагается в Нью-Йорке – Линкольн-центр. Его здания образуют симметричное и строгое обрамление для прямоугольной площади. Архитекторы этого периода американцы Харрисон, Джонсон, Сааринен и другие.

Если говорить о втором понимании термина неоклассицизм (архитектурный стиль XVIII- XIX века), то она получила наибольшее распространение в Англии и Франции.

В архитектуре английского неоклассицизма этого периода наибольшую роль отыграли Уильям Чемберс и Роберт Адам. В середине XVIII века Адам совершил путешествие в Италию, где проводились раскопки античного времени. Адам так вдохновился увиденным, что эта поездка оказала влияние на все его творчество. В честь Роберта Адама даже назван стиль, творцом которого он фактически и был. Для английского неоклассицизма характерны легкие и изящные формы.

Один из первых архитекторов неоклассицизма был французский архитектор Жак Анж Габриель, который спроектировал Малый Трианон в Версале и площадь Согласия. Также среди пионеров неоклассицизма стоит упомянуть Суфло, который значительно повлиял на реконструкцию Парижа. Дворец Малый Трианон – одно из самых известных творений французского неоклассицизма.

Во Франции неоклассицизм приобрел очень тяжелые, суровые конструкции, что довольно сильно отличало его от английского. Особенно учитывая, что в Англии неоклассический стиль применялся в основном для частных домой, а во Франции – для государственных учреждений.