История архитектурного стиля шале

Родина стиля шале – Савойя, горная провинция на Французском юго-востоке, находящейся на границе со Швейцарией и Италией. Первоначально шале строилось как горное убежище для скота и животных защищающее их в непогоду и холод. Строились альпийские шале из массивного бруса и камня, стены штукатурились и белились известью. Цокольный этаж всегда был каменным и строился достаточно высоким, чтобы впоследствии защищать дом от проявлений внешней среды – дождя и снега.

Внешний вид шале

Первый и мансардный этаж возводили из бруса сосны или лиственницы. Дерево с течением времени и под воздействием ветров, снега, дождя, солнца и холода  темнело. Часть фасада дома, обращенная в сторону непогоды, обшивалась дополнительно щепой либо дранкой, и имели достаточно невеселый вид  из-за однообразного потемневшего дерева и отсутствия каких-либо украшений. Намного лучше выглядел восточный фасад дома. Щипец крыш с коньком всегда ориентированы в сторону восхода. Самая красивая часть фасада была обращена на долину. Стены, обращенные на солнечную сторону, были оштукатурены, побелены белой известью, украшены яркими росписями, балконами, резьбой.

В качестве мотивов для росписи стен использовали религиозные сюжеты: Троица, Св. Дева Мария, святые. Также в росписи стен были видны и хранители домашних очагов: Флориан, Леонард, Себастьян, Георгий и конечно великан Кристоф. Архитектурная геометрия замысловатостью не отличалась, потому что строили вручную, с помощью топора и рук.

Крыша шале была покатой и сильно нависала над стенами, чтобы защитить их от непогоды. В качестве кровельного материала использовалась дранка или гонт – тонкие пластины из дерева. Сверху кровлю придавливали камнями. Последний этаж  всегда делали мансардным, имеющим скошенный потолок. Террасы, которые выступали за периметр дома и как будто нависающие над долиной, тоже были нередки. Они образовывали горизонтальную плоскость относительно склона горы и увеличивали полезную площадь дома.

Балконы шале, расположенные под низко нависающими крышами, иногда были совсем просто отделаны – нарочито грубо, а иногда задорно украшены резьбой. Иногда фасады были украшены остроумными надписями. Такой дом, построенный в стиле романтической архитектуры и окруженный естественной красотой, диктовал и внутреннюю планировку, и убранство комнат.

Интерьер шале

Гостеприимство и романтический комфорт – девиз шале. Поэтому этот стиль, стиль шале нашёл свое место и в городской квартире, и в загородном доме, не исключая современную урбанистическую застройку. Его можно увидеть везде: деревенский ковер в стиле «печворк» в ванной, керамическая посуда на кухне, деревянные столы непокрытые скатертями в столовых, и венок – олицетворение альпийского романтизма. Венки, сплетенные из полевых цветов и луговых трав и украшающие входную дверь.

Дом и интерьер соответствуют месту и задаче. Тепло и уют, простота и спокойствие, ясность и умиротворенность. Приемы, используемые в декорировании интерьера простые и незамысловатые. Изысканность перемешана с практичностью в семейном укладе. Все должно быть удобно и максимально организовано для отдыха и работы.

В холле и гостиной камину отводилось главное, доминирующее место. Здесь было сосредоточена жизнь всей семьи. При отделке использовались натуральные материалы. Грубо оштукатуренные и после побеленные стены украшались  деревянными панелями или, в крайнем случае, просто доской. Дерево, по большей части это сосна или лиственница, проходило специальную подготовку, и придавало ему вид старого и как будто грубо обработанного. После этого дерево тонировалось и покрывалось воском.

Для оформления камина, пола и стен цокольного этажа использовался камень местного, горного происхождения. Пол и стены первого и мансардного этажа обычно были деревянными. Не было никакого яркого освещения или второго света. Внутри все уютно, поближе к полу и к огню. Используются густые цвета – сочные, но отнюдь не яркие, немного приглушенные. Основной цвет – цвет Земли, хорошо сочетается с деревом, ковкой, камнем, и цветом натурального не выбеленного льна и шерсти.