Венеция! Город, выросший из воды, вобравший в себя всё самое лучшее, что существовало в прошлом. Город – сторонник новых идей, искавший вдохновение в искусствах всего мира и находивший славу и почитание своего необыкновенного стиля во все времена. Венеция – это своеобразный музей истории под открытым небом. Здания, ставшие шедеврами зодчества, словно уносят нас в прошлое, рассказывая о времени, людях, искусстве.

Венецианский стиль в архитектуре отличается своей необычностью. Этот стиль вобрал в себя культуру разных эпох и имеет свой, уникальный образ. В нём взаимосвязано находят отражение Готический, Романский, Византийский стиль и стиль эпохи Возрождения. Венеция была когда-то частью Византийской республики и позаимствовала много особенностей византийского зодчества, что наложило отпечаток на всю последующую историю архитектуры в Венеции. Стремление к красоте и восточную пышность религиозно-возвышеные византийцы передали венецианским мастерам, которые дополнили византийский стиль своими новшествами, сохранив его главные особенности: яркие краски, контрасты, мозаику, изобилие украшений, богатство.

Византийский стиль прослеживается в купольных сводах, которые опираются на пилястры (4 или 8), галереями колонн для поддержания купола, переходящими в капители, которые украшаются рельефами, мозаичном декоре стен и потолков. В строительстве использовался не только мрамор и гранит, но и стекло, которое было ещё мало распространено в то время. Византийский стиль господствовал в Венеции в период с 6 по 12 век. Романское направление прослеживается в фасадах венецианских дворцов, отделанных белым камнем. Романский (римский) стиль появляется в Венеции ещё в то время, когда византийское направление господствовало в архитектуре.

Стиль этот является одним из этапов средневекового искусства, он получил своё развитие в 10-12 веках. Основными его отличиями являются: явная церковная направленность, устройство башен, чёткий силуэт, лаконичность, массивные, каменные стены, постепенно углубляющиеся порталы. Храмы, монастыри, замки – главные постройки в этом стиле. Особенностью является раннехристианская базилика (пространство в продольном направлении), увеличенная высота храмов в их восточной части, простота, сдержанность, рельефная плоскость и роспись. Залы устраивались с опорами по центру, для поддержания цилиндрического свода, поэтому были небольшого размера, с узкими, маленькими проёмами окон прямоугольной или арочной формы.

В 12 веке во Франции зародился новый стиль в строительстве зданий. Главной особенностью его было новое решение конструкций, при котором давление свода через арки и нервюры осуществляется на колонны (с использованием контрфорсов и аркбутанов), а не на стены, которые, не неся нагрузки, были заменены окнами с витражами. Новый тип строений увеличивал вместимость храмов, а это было важным в то время, поскольку жизнь и религия были тесно связаны. Религиозная направленность наиболее свойственна этому стилю, который итальянцы прозвали “gotico”, что означает «варварский», оценив его не слишком высоко среди всех остальных.

Готика – это прямоугольные здания, веерный свод, высокие и узкие башни, колонны, заострённые арки, резной фасад, большие вытянутые окна, дверные проёмы в виде стрельчатых арок. Вертикальные линии являются основой стиля. Духовное стремление ввысь, к небу было главным лейтмотивом этого направления в архитектуре. Стиль этот просуществовал в Италии недолго, уступив место Ренессансу.. Готика стала завершающим этапом средневековых традиций в искусстве.

Строительство и архитектура постепенно развивались, всё более совершенствуясь. Стали применяться новые строительные техники и материалы. В 15-17 веках появилось новое направление – Ренессанс (Возрождение), основанное на культуре Древней Греции и Рима. Архитекторы черпали вдохновение в прошлом. Основоположником данного направления является Филиппо Брунелески, живший и работавший во Флоренции. Постепенно оно распространилось и на другие города Италии, а затем во Францию, Англию, Германию и другие страны. Итальянское Возрождение – это расцвет зодчества в Италии. Различают три периода этого направления в архитектуре, которые, развиваясь в Италии, накладывали свой отпечаток и на строительство в Венеции, всё более преображая её облик.

Раннее Возрождение (15 век) характеризуется строением, основанным на соблюдении пропорции, формы и геометрии – математическая точность с опорой на средневековые традиции и классические элементы. В архитектуре Венеции появляется плоский потолок, крестовые своды храмов и стремление к свободному пространству. Появляются крытые галереи на арках, колонны и пилястры в античном стиле, горизонтальные линии фасадов, изящные карнизы этажей, балконы с балюстрадой и русты над главным входом.

Высокое возрождение (16 век)

В архитектуре Венеции всё больше вырисовываются  классические черты, исчезает средневековье, здания становятся более гармоничными. Купола храмов приобретают коробовый свод и опору на четыре столба. Появляются лёгкие двухъярусные галереи на колоннах, множество изящных деталей отделки – сложные орнаментированные рисунки карнизов, окон и дверей. В эпоху Позднего Возрождения или Маньеризма (1520-1600 гг.) появляется всё более свободная интерпретация в развитии форм на основе античных образов.

Большое количество колонн и полуколонн, пилястр, фронтонов, арок, множество сложных деталей, орнаменты, роспись потолков и стен. Этот стиль, всё больше развиваясь, постепенно приобретал черты барокко. Венецианский стиль – это сплав различных культур и эпох, несколько архитектурных направлений, заимствованных и усовершенствованных венецианскими мастерами для красоты и славы своей родины.